30-мм шестиствольные автоматические установки
АК-630 и АК-630М
1976

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению СМ № 801–274 от 15 июля 1963 года и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. Главкома ВМФ 22 февраля 1963 года. Разработчиком установки и головным по системе было назначено ЦКИБ СОО – Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор М. С. Кнебельман), автомата – конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор В. П. Грязев), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 – КБ завода «Топаз» (главный конструктор В. П. Егоров), гидропривода Д-213 – филиал ЦНИИ-173 (в настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами КБП В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым был спроектирован шестиствольный автомат АО-18 (ТКБ-025). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью автомата является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм, шестеренчатую передачу затыльника и центральную звезду обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60°. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрагирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темп стрельбы.

Питание автомата – непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским, а затем был введен круглый магазин. Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином – А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки питьевой воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов Д213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц и Д213–50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.

Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3–4 точки дальномера.

Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения зенитных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра, или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.

В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера проекта 205 на дистанции до 75 км и воздушной целью (самолет типа МиГ-19) на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).

На случай выхода из строя РЛС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания установки А-213 начались 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере проекта 205ПЭ (заводской № 110).

В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны, а после доработки системы «Вымпел» продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере (заводской № 110) система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57-мм двухорудийной автоматической установки АК-725.

Вот один из эпизодов испытаний: стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени ЛА-17М. Огонь вела только А-213, управляемая системой «Вымпел». Установка АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели – 230 м/с, высота – 1050 м. Огонь по ЛА-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800 м). Было проведено три очереди – 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 с, а на текущей дистанций 2220 м был открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 с и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.

Стрельба 22 августа 1972 года оказалась менее удачной. По мишени ЛА-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые «Вымпелом». Стрельба была начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди в 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 с, а 57-мм АК-725–30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера и стрельба обоих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба была зачтена на «отлично», а мишень добита истребителями МиГ-19.

Кроме ЛА-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4–5 очередей по 20–25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3–5 с.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 была принята на вооружение под индексом АК-630 Приказом Главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

Как уже отмечалось, установка АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения артустановки на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. Установка с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.

Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых установка была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство на заводе № 535 по чертежам главного конструктора.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176. Установка А-213 была установлена на головном ракетном катере проекта 1241–1 (заводской № 401).

Официально А-213М была принята на вооружение Приказом Главкома ВМФ № 0189 от 26 августа 1980 года под названием АК-630М.

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 установки, в 1970 году – 12, в 1971 году – 14, в 1972 году – 37 и т.д.

Размещение установок АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей: от авианесущих крейсеров проекта 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.

В ходе модернизации эти установки получили и корабли старой постройки: крейсера проекта 68бис «Жданов» и «Сенявин», большие противолодочные корабли проекта 61М и др.

Выстрелы к установкам АК-630, АК-630М, АК-630М1 и другим с той же баллистикой:

1. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.

2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет.

Вес патрона 832–834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 30 г. Порох марки 6/7ФЛ.

При начальной скорости снаряда 900 м/с дальность стрельбы баллистическая – 8100 м, по самоликвидатору – 5000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая системой МР-123, – 4000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая визирной колонкой, – 5000 м.

Тактико-технические характеристикиАК-630
Калибр, мм30
Число стволов автомата6
Длина автомата с патронником, мм1629
Длина автомата с патронником, клб54,3
Длина канала ствола, клб54
Длина нарезной части, мм1460
Длина отката максимальная, мм13
Длина автомата, мм2176
Ширина автомата, мм295
Высота автомата, мм336
Угол ВН, град-(12°±2°); +88°
Угол ГН, град±180 -5
Скорость ВН, град/с50
Скорость ГН, град/с70
Высота установки над палубой, мм1070
Радиус обметания по стволам, мм1660
Вес автомат, кгне более 205
Вес артустановки без боеприпасов, ЗИП и узлов,размещенных вне установки, кгне более 1000
Вес узлов, размещенных вне установки, кг800
Вес установки АК-630М без боеприпасов и ЗИП, кг1850
Вес полного боекомплекта (2000 патронов),снаряженного в ленту, кг1918 (АК-630М и АК-630М1)
Вес установки с боекомплектом (при чистом весе установки 1850 кг), кг3814 (АК-630М и АК-630М1)
Вес установки АК-630М с системой управления (при чистом весе установки 1850 кг), кг9114 (АК-630М и АК-630М1)
Темп стрельбы, выстр./мин4000–5000
Боекомплект размещенный на установке, патронов 2000
Боекомплект укладываемый в бункер, патронов1000
Ресурс автомата АО-18 с учетом профилактической замены деталей, выстр.8000
Радиолокационная система управления стрельбойМР-123«Вымпел-А»

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ