Двухорудийная универсальная башенная установка
БЛ-109 (2М-109)

В 1946 году ОКБ-172 разработало технический проект двухо-рудийной универсальной башенной установки БЛ-109 для лидеров и эсминцев. В 1-м квартале 1947 года ОКБ-172 закончило рабочие чертежи БЛ-109 с расчетом установки на эсминцы проекта 30бис.

Изготовление БЛ-109 планировалось на Ленинградском металлическом заводе, а качающихся частей – на заводе «Большевик». Однако позже было решено, что последний будет изготавливать установки полностью. Завод «Большевик» собрал 6 установок.

Установка БЛ-109 на эсминцы проекта 30бис требовала доработки в техническом проекте корабля, с чем не согласилось Министерство судостроительной промышленности, и на эсминцы вновь стали ставить старые башни Б-2ЛМ.

В 1948 году ОКБ-172 выпустило эскизный проект двух башен БЛ-109А на линейных ледоколах типа «Сталин».

По шесть башен БЛ-109А планировалось установить на строившихся тяжелых крейсерах проекта 82. В марте 1953 года работы по крейсерам проекта 82 были прекращены. К тому времени завод «Большевик» успел сдать 12 качающихся частей БЛ-109А. Летом 1953 года система БЛ-109 была переименована в 2М-109.

Ствол БЛ-109 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Привод ручной.

Канал ствола БЛ-109 идентичен каналу ствола СМ-2–1. Боеприпасы и баллистические данные полностью совпадают с СМ-2–1.

Подача боеприпасов осуществлялась постоянно движущейся цепью. Досылатель гидропневматический. Накатник пневматический.

Управление стрельбой производилось при помощи радиолокатора «Сириус Б» («ШТАГ-Б»).

Управление приводами наведения дистанционное (система БЛ-200), местное и ручное.

При весе снаряда 33,4 кг, весе заряда 12,92 кг и начальной скорости 950–1000 м/с дальность стрельбы составляла 32390 м, досягаемость 22,4 км.

Заряжание раздельно-гильзовое. Вес гильзы 27,8 кг.

Тактико-технические характеристикиБЛ-109
Калибр, мм130
Длина ствола полная, мм7810
Длина ствола полная, клб60,1
Длина канала, мм7050
Длина канала, клб54,2
Объем каморы, дм319,6
Вес затвора, кг150
Вес свободной трубы, кг1177
Вес ствола с казенником и затвором, кг4880
Угол ВН, град-8; +83
Угол ГН, град320
Скорость ВН от электродвигателя, град/с20
Скорость ВН вручную, град/с5
Скорость ГН от электродвигателя, град/с20
Скорость ГН вручную, град/с1,2
Длина отката, мм600
Высота линии огня над палубой, мм1945
Бронирование стенок (в зависимости от варианта бронирования), мм8-25
Бронирование крыши, мм8-25
Бронирование качающегося щита, мм8-12
Бронирование шельфа, мм6-8
Длина башни с 8-мм броней, мм5846
Ширина башни с 8-мм броней, мм4536
Высота крыши над палубой с 8-мм броней, мм3013
Радиус обметания с 8-мм броней по стволу, мм6600
Радиус обметания с 8-мм броней по броне, мм3450
Вес Откатная часть одного орудия, т6,1
Вес качающейся части одного орудия, т9,25
Вес неподвижной части башни, т6,2
Вес вращающейся части (с 8 мм броней), т49,8
Вес вращающейся части (с 8 мм броней), т56,0
Вес вращающейся части (с 12 мм броней), т51,8
Вес всей установки (с 12 мм броней), т58,0
Скорострельность (одного ствола) с заряжанием от электродвигателя, выстр./мин15
Скорострельность (одного ствола) с заряжанием вручную, выстр./мин8
Число подач в минуту, выстр.2x17
Расчет башни, чел.23
Расчет с погребами, чел27
ПрицелыВБ-1, МБ-1

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ