Трехорудийная башенная установка
МК-5
1947

Проектирование башенных установок МК-5 началось в мае 1937 года в КБ Ленинградского металлического завода. Технический проект установки был представлен 13 октября 1938 года. Изготовление опытного образца башни МК-5 велось на Старокраматорском заводе, но прекратилось с началом войны.

В 1946–1947 годах чертежи башен были откорректированы ЦКБ-34 в соответствии с тактико-техническим заданием, утвержденным в марте 1946 года. Первую башню закончили в 1-м квартале 1947 года. В 1949 году на ЛМЗ была сдана 20-я башня МК-5, на чем их производство завершилось. Эти башни были установлены на крейсерах проекта 68К.

Тактико-техническое задание на модернизацию 152-мм трехорудийной установки МК-5 было утверждено 14 марта 1946 года. Технический проект МК-5бис одобрен 23 сентября 1947 года.

Качающаяся часть Б-38 для МК-5 и МК-5бис была одинаковой. Главное же отличия МК-5бис от МК-5 заключалось в наличии дистанционного управления привода наведения и круговых подхватов (для предотвращения опрокидывания башен).

Головной образец МК-5бис был изготовлен в мае 1950 года. Его заводские испытания проведены с 5 по 26 июня 1950 года в цехе.

Государственные испытания первых четырех башен осуществлялись в два этапа: с 1 октября 1951 года по 16 января 1952 года и с 22 по 30 апреля 1952 года на крейсере «Свердлов». Башни были приняты на вооружение одновременно с крейсером. Официально башни МК-5бис были приняты на вооружение Постановлением СМ № 3850–1538 от 22 августа 1952 года.

Производство МК-5бис велось на ЛМЗ с 1949 по 1955 год и было прекращено Постановлением СМ № 1846–987 от 29 октября 1955 года. Всего сдано 88 башен (т. е. на 22 крейсера проекта 68 бис).

Заряжание орудий картузное. Досылка снаряда производилась с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору при помощи прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя. Ручная досылка осуществлялась ручным прибойником.

Заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала. В камору заряд досылался вручную.

К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных операций. Например, при перегрузке снарядов со стеллажей на транспортер и с транспортера в шахту элеватора и т. д. (хотя большинство операций производилось с помощью электроприводов). Всего в 1–3-й башнях находилось по 23 электродвигателя общей мощностью 111,8 кВт, а в 4-й башне – 20 электродвигателей мощностью 97,5 кВт.

Тактико-технические характеристикиМК-5
Угол ВН, град-5; +45°3'
Угол ГН (1-2-я башни), град0-150
Угол ГН (3-я башня), град30-180
Угол ГН (4-я башня), град30-180
Угол заряжания, град+8
Скорость ВН от электродвигателя, град/с13-13,4
Скорость ВН вручную, град/с2
Скорость ГН от электродвигателя, град/с7-7,2
Скорость ГН вручную, град/с1,51-1,7
Радиус обметания по стволам, мм8750
Радиус обметания по вращающейся броне башни, мм5463
Радиус обметания по броне дальномера, мм6415
Расстояние между осями орудий, мм1450
Бронирование лобовой стенки, мм175
Бронирование боковых стенок, мм65
Бронирование задней стенки, мм60
Бронирование крыши, мм75
Бронирование шельфа, мм40
Бронирование качающегося щита, мм40
Бронирование продольной переборки, мм25
Бронирование барбета, мм130
Вес вращающейся брони, т85,7
Вес вращающейся части башни, т216
Общий вес 1-3-й башен, т242,8
Скорострельность с учетом времени на точную наводку при действии от электродвигателя при углах 0°; +16°, выстр. /мин7,5 (проектная)
Расчет 1-й башни, чел.57
Расчет 2-й башни, чел.57
Расчет 3-й башни, чел.57
Расчет 4-й башни, чел.57

Тактико-технические характеристикиМК-5бис
Угол ВН, град-5°30'; +45°30'
Угол ГН (1–2-я башни), град± 148
Угол ГН (3-я башня), град±148
Угол ГН (4-я башня), град±140
Угол заряжания, град+ 8
Скорость ВН от электродвигателя, град/с13
Скорость ГН от электродвигателя, град/с7
Диаметр шарового погона, мм5500
Радиус обметания по стволам, мм8750
Радиус обметания по вращающейся броне башни, мм5463
Радиус обметания по броне дальномера, мм6415
Расстояние между осями орудий, мм1450
Бронирование лобовой стенки, мм175
Бронирование боковых стенок, мм65
Бронирование задней стенки, мм60
Бронирование крыши, мм75
Бронирование шельфа, мм40
Бронирование качающегося щита, мм40
Бронирование продольной переборки, мм25
Бронирование барбета, мм130
Вес вращающейся брони, т85,0
Вес вращающейся части башни, т223,3
Общий вес 1–3-й башен, т253,4
Вес 4-й башни, т246,2
Скорострельность с учетом времени на точную наводку при действии от электродвигателя при углах 0°; +16°, выстр. /мин6,5
Скорострельность с учетом времени на точную наводку при действии от электродвигателя при углах +16°; +30°, выстр. /мин5,2
Скорострельность с учетом времени на точную наводку при действии от электродвигателя при углах +30°; +45°, выстр. /мин4,2
Боекомплект, хранящийся в погребах 1–3-й башен, выстр.540+18
Боекомплект, хранящийся в погребах 4-й башни, выстр.510+18
Итого на крейсер, снарядов2202
Расчет 1-й башни, чел.61
Расчет 2-й башни, чел.62
Расчет 3-й башни, чел.63
Расчет 4-й башни, чел.59

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ