152-мм установка
МУ-2

Договор Артуправления ВМФ с ОКБ-172 на разработку техпроекта был заключен 21 марта 1940 года, и сразу же заводу «Большевик» заказали головную серию из двадцати установок.

Проект МУ-2 имел несколько вариантов.

А. Береговые системы:

вариант «А» в бетонном блоке с верхней подачей, с электродвигателем, с ПУАО типа «Геслер»;
второй вариант «В» в бетонном блоке с верхней подачей, с электродвигателем, с ПУС «Баррикада»;
Вариант «С» в бетонном блоке с верхней подачей, без электродвигателя, 1ТУ/Ю типа «Геслер»;
вариант «Д» в бетонном блоке с верхней подачей, без электродвигателя, ПУС «Баррикада»;
вариант «Е» на временном основании или железнодорожном транспортере, без верхней подачи, без электродвигателя, ПУАО типа «Геслер»;
вариант «К» на временном основании или железнодорожном транспортере, без верхней подачи, без электродвигателя, ПУС «Баррикада».

Б. Корабельные системы:

вариант «X» («С») с верхней подачей, с электродвигателем, ПУАО типа «Геслер»;
вариант «Н» без верхней подачи, без электродвигателя, ПУС «Баррикада».

Во всех вариантах заряжание, подача боеприпасов и действия с затвором производились только вручную.

Приводы вертикального и горизонтального наведения в вариантах «А», «В» и «X» электрические, а в вариантах «С», «Д», «Е», «К» и «Н» – только ручные.

Перевод системы из одного варианта в другой предусматривался без переделок, простой установкой того или иного механизма на уже заготовленное место или снятием его.

Первая батарея береговых пушек МУ-2 в варианте «Д» (из 20 заказанных) была изготовлена на заводе «Большевик» по чертежам и ТУ ОТБ. Головной образец МУ-2 в варианте «Д» был предъявлен комиссии 26 июня 1941 года. На НИАП образец был доставлен 29 июня 1941 года, испытания стрельбой проведены с 4 по 11 июля 1941 года. Лейнер МУ-2 тот же, что и у Б-38.

В сентябре 1941 года на НИАПе была испытана 152-мм система МУ-2 на железнодорожном транспортере Б-64. В начале войны на НИМАПе были проведены контрольные отстрелы шести качающихся частей МУ-2.

В 1940 году АНИМИ дал заказ заводу № 172 на проектирование 152-мм пушки на мехтяге на базе МУ-2 с качающейся частью Б-38, со сроком готовности техпроекта к 4-му кварталу 1941 года.

В 1941 году ОКБ-172 разработало эскизные схемы:

а) МУ-2/Б-4 – установка МУ-2 на лафете Б-4;
б) МУ-2/П – установка МУ-2 на возимом основании.

В 1944 году ОКБ-172 была проведена корректировка рабочих чертежей МУ-2 перед запуском в серию. В 1945–1946 годах на заводе «Большевик» изготовлена головная серия МУ-2 в береговом варианте.

В 1946 году завод № 232 («Большевик») сдал 18 установок МУ-2, в 1947–32, в 1948 и в 1950 – по 16 установок.

На 1 января 1991 года в ВМФ находилось 15 установок МУ-2 второй серии. Из них 4 установки на батареях Северного флота (батарея № 10), 4 на батареях Черноморского флота и 7 на центральных складах.

Ствол установки МУ-2 состоит из лейнера, моноблока, втулки затвора и казенника. Затвор поршневой, двухступенчатый, двухтактного действия, открывается вправо. Привод затвора только ручной. Стреляющий механизм БС-9.

Досылка снаряда и полузарядов производится вручную. Время досылки снаряда около 2 с и заряда также около 2 с.

Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов, размещенных внизу люльки и пневматического накатника, закрепленного сверху на казеннике орудия. Таким образом, при откате цилиндры тормоза отката неподвижны, откатываются лишь цилиндры накатника.

Люлька представляет собой стальную отливку в виде открытой с обоих концов трубы с муфтами вниЗу для помещения в них цилиндров тормозов отката. С правой стороны к задней муфте прикреплен сектор вертикального наведения. На переднем конце люльки укреплен качающийся щит.

Неподвижное основание представляет собой литое кольцо с фланцем, ребрами жесткости и центральным отверстием для боевого штыря станка. На фланце и внутри на нижней поверхности кольца неподвижного основания имеется 48 отверстий под болты для крепления его к закладным частям.

В верхней части кольца неподвижного основания концентрично отверстию для боевого штыря закреплен болтами зубчатый обод.

Прицелы Б-13–1 и ЛБ-13–1. Система ПУС «Москва».

По железной дороге установка перевозилась без механизмов подачи. Максимальный вес перевозимых частей около 45 т.

Тактико-технические характеристикиМУ-2-1c
Калибр, мм152,4
Полная длина ствола от казенного среза, мм8950
Полная длина ствола от казенного среза, клб58,9
Длина канала, мм8690
Длина канала, клб57,0
Объем каморы, дм332,8
Вес затвора, кг583
Вес лейнера, кг1100
Вес ствола без казенника и затвора, кг7045
Вес ствола с казенником и затвором, кг11780
Угол ВН, град- 2; +40
Угол ГН, град±190
Скорость ВН от электродвигателя, град. /с8,8
Скорость ВН вручную (при 120 об/мин штурвала), град. /с3,16
Скорость ГН от электродвигателя, град/с7,9
Скорость ГН вручную (при 120 об/мин штурвала), град/с2,8
Угол заряжания, град0; +12
Длина отката нормальная, мм500–530
Длина отката предельная, мм550
Длина установки, мм10280
Высота установки (от основания), ммоколо 3080
Ширина установки, мм3250
Тип бронищит
Бронирование лба, мм50
Бронирование бока и крыши, мм25
Вес брони, кг11875
Общий вес установки (без подачи), кг50940
Вес оборудования погребов, кг6160
Скорострельность при угле +5°; +25°, выстр./мин5–8
Скорострельность при остальных углах, выстр./мин7–3,2
Число подач боекомплекта в минуту7–8
Расчет, чел.19–20
Боевое отделение, чел.10
Перегрузочное отделение, чел.4
Снарядный погреб, чел.3
Зарядный погреб, чел.2
Время подъема боезапаса на один выстрел, с7,4
На приводе подачи усилие на размахе, кг2 чел. по 10 кг

Тактико-технические характеристикиМУ-2-М
Калибр, мм152,4
Полная длина ствола от казенного среза, мм8950
Полная длина ствола от казенного среза, клб58,9
Длина канала, мм8690
Длина канала, клб57,0
Объем каморы, дм332,8
Вес ствола с казенником и затвором, кг11780
Усилие на рукоять затвора при закрывании, кг21,5
Угол ВН, град- 2; +40
Угол ГН, град±190
Угол заряжания, град+10; +25
Скорость ВН вручную (при 120 об/мин штурвала), град. /с3,7
Скорость ГН вручную (при 120 об/мин штурвала), град/с3–3,2
Угол заряжания, град+10; +25
Длина отката нормальная, мм500–530
Длина установки, мм10250
Высота установки (от основания), ммоколо 3050
Ширина установки, мм3250
Тип броникруговая
Радиус обметания по щиту, ммоколо 3450
Бронирование лба, мм50
Бронирование бока и крыши, мм25
Бронирование задней стенки, мм25
Вес брони, кг15000
Общий вес установки (без подачи), кг53700
Скорострельность при угле +5°; +25°, выстр./мин7–8
Число подач боекомплекта в минуту7–8
Расчет, чел.19–20
Боевое отделение, чел.10
Перегрузочное отделение, чел.4
Снарядный погреб, чел.3
Зарядный погреб, чел.2
Время подъема боезапаса на один выстрел, с7,4
На приводе подачи усилие на размахе, кг2 чел. по 10 кг

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ