100-мм установки
С-65 и КСМ-65
1953

Работы по созданию 100-мм береговой установки на мехтяге были начаты в МАЦКБ в 1944 году. Качающаяся часть имела индекс С-30, повозка была разработана под руководством Б. С. Коробова и обозначалась индексом С-65. Позже вся система получила индекс С-65.

Весь комплекс в составе батареи береговой обороны (артустановка, система ПУС «Москва-ЦН») успешно прошел государственные войсковые испытания в 1948 году на побережье Финского залива в районе форта Краснофлотский, а после изготовления штатного специального оборудования батареи были проведены повторные испытания в июне-августе 1950 года на побережье Рижского залива в районе поселка Лиласто.

Государственная комиссия и АНИМИ рекомендовали принять батарею на вооружение ВМФ, однако в начале 1951 года Министерство вооружения предложило ее доработать и унифицировать со 100-мм зенитной пушкой КС-19, чтобы исключить промышленный выпуск двух разных 100-мм артустановок.

На основании письма Главного артиллерийского управления от 16 апреля 1951 года завод № 8 (им. Калинина) начал работы по созданию 100-мм береговой пушки КСМ-65 на базе зенитной пушки КС-19. Главный конструктор пушки Л. В. Люльев.

Изготовление опытной серии из четырех установок завод № 8 закончил в сентябре 1951 года. Одна из установок с 20 по 25 сентября 1951 года прошла заводские испытания в Свердловске.

С 22 октября по 1 ноября 1951 года опытный образец КСМ-65 проходил полигонные испытания на Ржевке.

С 11 по 27 декабря 1951 года проводились государственные испытания опытной батареи из четырех КСМ-65 на острове Эзель. В мае 1952 года из опытной батареи КСМ-65 была сформирована 82-я батарея, которая вошли в состав 1569-го отдельного артиллерийского дивизиона Рижской военно-морской базы.

Артустановка КСМ-65 была принята на вооружение Постановлением СМ № 1743–675 от 11 июля 1953 года и Приказом Главкома ВМС от 20 июля 1953 года.

Постановление СМ о серийном производстве КСМ-65 вышло 19 ноября 1951 года. Установки КСМ-65 выпускались с 1952 по 1956 год на заводе № 8 в Свердловске. Цена одной установки 300 тыс. руб.

В 1952 году было сдано 28 установок КСМ-65. В 1953 году установки не изготавливались, так как не было постановления о принятии на вооружение пушки, в 1954 году сдано 36 установок, в 1955 и 1956 годах – по 24 установки.

Ствол КСМ-65 состоит из моноблока, муфты и дульного тормоза. Нарезы постоянной крутизны. Дульный тормоз активного типа, поглощает 30–35% энергии отката.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Узел заряжания имеет лоток корытообразной формы.

Досылатель гидропневматический, приводится в действие лотком, когда патрон приведен на линию заряжания. Досылатель закреплен на люльке и передней обойме. Взведение досылателя производится автоматически, накатом ствола.

Противооткатные устройства состоят из тормоза отката-накатника и двух гидравлических тормозов наката, предназначенных для поглощения избыточной энергии наката. Тормоз отката-наката гидропневматический, клепаного типа, с разделением жидкости и газа плавающим поршнем.

Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа, укреплен на передней части станка и состоит из двух пружинных колонок, соединенных при помощи цепей с казенной частью люльки. Механизмы наведения только ручные.

Станок представляет собой сварную конструкцию, состоящую в основном из литого основания, двух щек (стенок), усиленных ребрами жесткости и рамки (передней перемычки).

Основание станка в центре имеет отверстие для радиального шарикоподшипника, которым станок центрируется на штыре фундаментной плиты. Фундаментная плита – три шаровых погона с двумя рядами шаров. Она болтами крепится к платформе КМУ-65.

Платформа КМУ-65 представляет собой четырехколесную повозку с независимым торсионным подрессориванием каждого колеса. Шины колес резиновые с губчатым наполнением.

Платформа в боевом положении крепится к грунту восемью сошниками (клиньями), расположенными на откидных упорах и хребтовой балке платформы, что обеспечивает хорошую устойчивость артустановки при стрельбе. На концах откидных упоров и хребтовой балки платформы расположены винтовые домкраты для горизонтирования артустановки.

Орудийный ПУС системы «Москва-2с» ЦН/КСМ-65 обеспечивает стрельбу при центральной, прицельной и прямой наводках, а также электроспуск ударного механизма при всех видах наводки.

Наведение может осуществляться с помощью АРЛС «Залп-E1». Прямая наводка ведется с помощью панорамы ПМА прибора 23М и прицельной трубки МВШ-М-1.

Установка КСМ-65 на походе перевозится тягачом или мощным автомобилем, например ЗИС-151.

Постановлением, вышедшим в декабре 1955 года, санкционировалась поставка в 1956 году в Китай КСМ-65 с ПУС «Москва».

Тактико-технические характеристикиКСМ-65
Калибр, мм100
Длина ствола (без ДТ), клб56,1
Угол ВН, град-3; +45
Угол ГН, град360
Скорость ВН, град/с2,5
Скорость ГН, град/с5
Длина отката, мм900–1100
Высота линии огня, мм1365
Диаметр шарового погона, мм986
Радиус обметания по дулу, мм5400
Ширина хода повозки (шасси), мм1820
Толщина щита, мм7
Вес ствола, кг1323
Вес качающейся части, кг2840
Вес вращающейся части, кг5160
Вес установки в боевом положении, кг9100
Вес установки в походном положении, кг9250
Число повозок при возке артустановки1
Вес максимальный повозки, кг9250
Скорострельность, выстр./мин20
Скорость возки по шоссе, км/ч40
Расчет при орудии, чел.8
Время перехода установки из походного положения в боевое, мин10–15
Тип заряжанияУнитарное

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ