45-мм счетверенные автоматические палубные установки
СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68–1
1957

Проектирование 45-мм счетверенной палубной установки СМ-20 началось в МАЦКБ еще в 1946–1947 годах. После испытаний опытного образца автомата СМ-7 технический проект СМ-20 был переработан и представлен 24 октября 1949 года. Согласно ему установка СМ-20 предназначалась для вооружения линкоров проекта 24, тяжелых крейсеров проекта 82 (типа «Сталинград») и атомного ледокола проекта 90 («Ленин»). Установка имела четыре автомата СМ-7. Питание автоматов ленточное, длина ленты – 130 выстрелов на ствол. По проекту вес установки без боезапаса – 14800 кг.

11 апреля 1950 года технический проект СМ-20 был утвержден для создания рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Но, как уже говорилось, было решено отказаться от автомата СМ-7 в пользу более совершенного автомата ЗИФ-21. Доработка СМ-20 с четырьмя автоматами ЗИФ-21 затянулась. Работы по СМ-20 от ЦКБ-34 были переданы ЦКБ-7, которое и изменило индекс СМ-20 на СМ-20-ЗИФ (СМ – индекс ЦКБ-34, а ЗИФ – завод им. Фрунзе, он же завод № 7, он же «Арсенал»).

Официально установка СМ-20-ЗИФ была принята на вооружение Приказом министра обороны СССР № 0086 от 9 октября 1957 года, после проведения корабельных испытаний на эсминце «Спокойный» проекта 56.

Несколько модернизированный вариант установки получил индекс СМ-20-ЗИФ 1.

Производство СМ-20-ЗИФ велось на заводе № 7. В 1953 году сделано 4 установки, в 1954 году – 60, в 1955 году – 27, в 1957 году – 30 установок и т. д.

Артустановками СМ-20-ЗИФ были оснащены один эсминец проекта 41, 26 эсминцев проекта 56, один эсминец проекта 56К («Бравый») и один эсминец проекта 56-ЭМ («Бедовый»). Таким образом, на кораблях было установлено всего 116 установок СМ-20-ЗИФ.

В начале 50-х годов было решено заменить на крейсерах проекта 68бис малоэффективные 37-мм автоматы В-11М на 45-мм счетверенные установки. Электродвигатели СМ-20-ЗИФ работали на переменном трехфазном токе 220 В, 50 Гц, рассчитанным на бортовую сеть эсминцев проектов 41 и 56. Поскольку бортовая сеть крейсера проекта 68бис находилась на постоянном токе 220 В, то в установке СМ-20-ЗИФ были заменены электродвигатели и внесен ряд модификаций. Таким установкам был присвоен индекс ЗИФ-68. Конечно, объем внедренных новшеств не соответствовал смене названия установки, но конструкторам в ЦКБ-7 очень не нравились две буквы – СМ. На ЗИФ-68 были установлены 2 электродвигателя постоянного тока общей мощностью 16,2 кВт. Вес установки ЗИФ-68 без обойм составлял 16200–16500 кг.

Проектирование ЗИФ-68 началось по Постановлению СМ № 3574–1412 от 1 августа 1952 года. Опытный образец ЗИФ-68 был изготовлен заводом № 7 в 3-м квартале 1953 года. Полигонные испытания ЗИФ-68 проведены с 3 июня по декабрь 1954 года. В 1955 году на завод № 7 выпустил 30 серийных установок ЗИФ-68, которые были отправлены на завод № 189 (Ленинград) – 12 штук, на завод № 194 (Ленинград) – 6, на завод № 402 (Северодвинск) – 6, на завод № 444 (Николаев) – 6 штук.

По плану 7 крейсеров проекта 68бис должны были получить автоматы ЗИФ-68 и поэтому достраивались по измененному проекту 68бис-ЗИФ. Кроме того, предполагалась установка ЗИФ-68 на старых крейсерах проектов 26 и 26бис. Однако Хрущев решил пустить на лом на 95% построенные крейсера проекта 68бис-ЗИФ. 2 сентября 1959 года 7 крейсеров проекта 68бис-ЗИФ были исключены из состава ВМФ и переданы Главвторчермету для разделки на металл.

Ствол установки СМ-20-ЗИФ1 – моноблок. Автомат практически ничем не отличался от СМ-21-ЗИФ1. Работа автоматов несинхронная – когда 2 верхних автомата идут в откат, 2 нижних – в накат, что вызывало существенное рассеивание снарядов (сверх технических условий).

Досылатель пружинного типа с реечно-шестеренчатым ускорителем. Он устанавливался на ствольной коробке и взводился при стрельбе от копра, размещенного на люльке.

Питание обойменное, в обойме 4 патрона. Перезарядка автоматов пневматическая, сжатый воздух подавался из баллонов. Стреляющее устройство ударного типа. Гидроспуск от педали или электроспуск от ПУС «Фут-Б». Система дистанционного управления Д-20.

Между стрельбами стволы охлаждались забортной водой из шланга со специальными наконечниками через затворы орудий.

Накатник пружинный, надет на ствол. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа с компенсатором.

Четыре 45-мм автомата размещались в одной люльке. Люлька сварная, имела 1 сектор вертикального наведения.

Основание станка состояло из площадки с приваренными к ней листами настила. К нижнему листу площадки прикреплялся барабан.

Способы управления стрельбой: а) дистанционное; б) местное с помощью электроприводов по данным ПУС или коллиматора; в) ручное.

Основные различия СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68 в силовом оборудовании: СМ-20-ЗИФ1 – ток переменный трехфазный 220 или 380 В; ЗИФ-68 – ток постоянный 220 В.

Снаряды: Фугасный Ф-75. Вес снаряда 1,41 кг, длина 5,3 клб, вес взрывчатого вещества в снаряде 50 г, взрыватели МД-45 МД-45М.

Осколочно-трассирующий ОР-75. Вес снаряда 1,41 кг, длина 4,9 клб, вес взрывчатого вещества в снаряде 60 г, взрыватели МГ-45, МГ-45М.

Вес патрона 4,52 кг, длина патрона 530–535 мм, длина гильзы 387 мм, вес гильзы 2 кг.

При начальной скорости снаряда 1080 м/с баллистическая дальность составляла 11 100 м, дальность наклонная по прицелу: по морским целям – 9150 м, по воздушным целям – 5000 м.

Тактико-технические характеристикиСМ-20ЗИФ1
Угол ВН, град-13; +85
Угол ГН, град±200
Длина отката гарантирующая взводимость автоматики, мм290
Длина отката предельная, мм365
Высота линии огня по верхним автоматам, мм2450
Высота линии огня по нижним автоматам, мм1750
Радиус обметания по стволам, мм3400
Радиус обметания по вращающейся части установки, мм2700
Бронирование лба, мм10
Бронирование бока, мм8
Бронирование у заряжающих номеров расчета, мм6
Вес ствола, кг196
Вес откатных частей одного автомата, кг490
Вес качающейся части, кг5400
Вес станка с механизмами, кг9750
Вес установки без обойм, боекомплекта и расчета, кг15600
Тип электродвигателя привода ВНМАП-31–4
Мощность электродвигателя привода ВН, кВт5
Прицел коллиматорный ВКМ-45–4М
Скорость воздушных целей, м/сдо 300
Дальность стрельбы по морским и береговым целям, м9150
Дальность стрельбы по морским и береговым целям, каб50
Темп стрельбы одного ствола, выстр./мин135–160
Темп стрельбы четырех стволов, выстр./мин540–640
Длина очереди до охлаждения, выстр.50
Время охлаждения, мин1–2
Живучесть (до потери 6% от начальной скорости), выстр.1300–1400
Расчет (без подносчиков патронов), чел.7
Число патронов в приемнике каждого ствола16
Число патронов в стеллажах на один автомат для верхних автоматов44
Число патронов в стеллажах на один автомат для нижних автоматов48

Тактико-технические характеристикиЗИФ-68
Угол ВН, град-13; +85
Угол ГН, град±200
Длина отката гарантирующая взводимость автоматики, мм290
Длина отката предельная, мм365
Высота линии огня по верхним автоматам, мм2450
Высота линии огня по нижним автоматам, мм1750
Радиус обметания по стволам, мм3400
Радиус обметания по вращающейся части установки, мм2500
Радиус обслуживания, мм3300
Бронирование лба, мм10
Бронирование бока, мм8
Бронирование у заряжающих номеров расчета, мм6
Вес ствола, кг196
Вес откатных частей одного автомата, кг484
Вес качающейся части, кг5640
Вес станка с механизмами, кг10517
Вес установки без обойм, боекомплекта и расчета, кг16200–16500
Тип электродвигателя привода ВНКПДМ-2Ш
Мощность электродвигателя привода ВН, кВт5,2
Прицел коллиматорный ВКМ-45–4М
Скорость воздушных целей, м/сдо 300
Дальность стрельбы по морским и береговым целям, м9150
Дальность стрельбы по морским и береговым целям, каб50
Темп стрельбы одного ствола, выстр./мин135–160
Темп стрельбы четырех стволов, выстр./мин540–640
Длина очереди до охлаждения, выстр.50
Время охлаждения, мин1–2
Живучесть (до потери 6% от начальной скорости), выстр.1300–1400
Расчет (без подносчиков патронов), чел.7
Число патронов в приемнике каждого ствола16
Число патронов в стеллажах на один автомат для верхних автоматов44
Число патронов в стеллажах на один автомат для нижних автоматов48

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ