76-мм двухорудийная автоматическая установка
АК-726 (ЗИФ-67)
1964

Основанием для разработки установки явилось Постановление СМ № 598–265сс от 2 апреля 1954 года.

Первоначально ЦКБ-7 спроектировало качающуюся часть с двумя 76,2-мм автоматами на полигонном станке ЗИФ-67П. В 1956 году ЦКБ-7 разработало технический проект артустановки ЗИФ-67, который был рассмотрен 20 февраля 1956 года на техническом совете завода № 7. Заключение Артиллерийского управления ВМФ по техническому проекту ЗИФ-67 утверждено зам. Главкома ВМФ 24 мая 1956 года.

Образец ЗИФ-67П, изготовленный заводом № 7 в 1955–1956 годах и с 21 мая 1956 года по 29 июня 1957 года, прошел отладочно-заводские испытания в объеме 2760 выстрелов.

Опытный образец установки ЗИФ-67 сделан на заводе № 7 в 1957–1958 годах и с 14 марта по 12 августа 1958 года проходил заводские испытания в объеме 2806 выстрелов. При этом процент задержек был 0,67% вместо 0,5% по тактико-техническому заданию. Остальные результаты удовлетворительные. После заводских испытаний была проведена доработка опытного образца артустановки.

Полигонные испытания опытного образца установки ЗИФ-67 проходили с 14 октября 1958 года по 7 июня 1959 года в три этапа, в промежутках между которыми проводилась доработка механизмов и устранение недостатков. Всего на полигонных испытаниях выполнено 6090 выстрелов. Итого из опытного образца с учетом заводских испытаний было сделано 9244 выстрела.

Одновременно с проведением полигонных испытаний опытного образца установки ЗИФ-67, собранного с вариантом подачи боезапаса из элеватора в приемник при помощи перегружателя, проводились испытания бесперегрузочного варианта подачи, смонтированного на левой стороне установки ЗИФ-67П. Особенность бесперегрузочного варианта – непрерывная подача обоймы с патронами из элеватора установки в приемник автомата без специального промежуточного перегружателя маятникового типа. Этот вариант подачи с 30 июля 1958 года по 2 июня 1959 года был испытан на заводе в объеме 619 выстрелов. В промежутках между стрельбами велась доработка механизмов.

Полигонные испытания бесперегрузочного варианта были проведены с 4 по 12 июня 1959 года в объеме 220 выстрелов.

Государственные корабельные испытания двух артустановок ЗИФ-67 (с перегружателем) с ПУС «Фут-Б» проходили с 26 декабря 1960 года по 6 мая 1961 года на Черном море на корабле противолодочной обороны ПЛК-1 проекта 159 (заводской № 601). Произведено 1402 выстрела, не зафиксировано ни одной задержки, поломок 0,5%.

22 августа 1961 года на Балтике на корабле ПЛК-17 проекта 159 (заводской № 154) выполнен отстрел двух установок ЗИФ-67 без перегружателя по расширенной программе заводских и государственных испытаний в объеме 568 выстрелов. Отказов в стрельбе не зарегистрировано.

С 23 июня по 25 августа 1962 года на Белом море в районе Северодвинская были проведены испытания двух установок ЗИФ-67 в комплексе с ПУС «Турель» на головном корабле проекта 58 «Грозный» (заводской № 780). Все пять стрельб прошли нормально.

С 20 октября по 6 ноября 1962 года проходили испытания двух установок ЗИФ-67 с ПУС «Турель» на головном корабле проекта 61 заводской № 1701. Сделано 650 выстрелов.

По заключению комиссии установка ЗИФ-76 корабельные испытания выдержала.

По принятию на вооружение системе рекомендовалось присвоить индекс АК-276. Однако Постановлением СМ № 450–184 от 23 мая 1964 года установка ЗИФ-67 была принята под названием АК-726.

Установки ЗИФ-67 с 1958 года по 1961 год (включительно) изготавливались на заводе № 7, причем с 1959 года (с заводского № 110) они выпускались без перегружателя патронов.

На 1963 год серийное производство качающихся частей установки осуществлялось на Горьковском машиностроительном заводе, а станков – на заводе «Баррикады». Окончательная сборка установок производилась на заводе «Баррикады».

На заводе «Арсенал» было сделано 76-мм установок АК-726: 1958 год – 2; 1959 год – 8; I960 год – 8. На заводе «Баррикады» было выпущено установок АК-726: 1961 год – 14; 1962 год – 16; 1963 год – 24; 1964 год – 32. Производство установок ЗИФ-67 прекратилось в 1987–1988 годах.

АК-726 были установлены на кораблях проектов 35, 97П, 56У, 58, 61, 159, 1124М, 1134Б, 1135, 1143, 1159, 1174.

Качающаяся часть установки АК-726 состоит из двух орудий с единым механизмом спуска. Орудия расположены в общей люльке, которая своими подцапфенниками установлена и закреплена в лодыгах станка. Ствол – моноблок, с пружинным накатником и ресивером. Казенник соединяется со стволом байонетным соединением.

Каждый автомат установки состоит из ствола с затвором, досылателя пружинного типа с шестеренчатым ускорителем, приемника с вертикальной и поперечной подачами, гидравлического тормоза отката веретенного типа с игольчатым тормозом наката и компенсатором. Вся работа автомата осуществляется за счет использования энергии отката.

Подача боеприпаса в приемники производится из подбашенного отделения (с нижней платформы) элеваторами подачи для каждого автомата отдельно. Элеваторы имеют независимые приводы – гидравлический и ручной – для каждого автомата. Прицельное устройство «Призма» рассчитано для стрельбы по целям, движущимся со скоростью до 600 м/с.

Система дистанционного управления артустановками АК-726 ввиду применения ее на различных кораблях имеет различную комплектацию (на одну или две артустановки). В связи с этим системы дистанционного управления Д-67 делятся на 2 типа: системы Д-67 и системы Д-67–1. Система Д-67–1 обслуживает одну артустановку, а система Д-67 – две.

На всем пути подачи патроны транспортируются в обоймах по 2 патрона в каждой. Производительность элеватора обеспечивает практическую скорострельность, равную темпу стрельбы автомата.

Подача боеприпаса в подбашенное отделение на стеллажи артустановки осуществляется вручную из корабельных элеваторов или корабельных стеллажей через окна в неподвижном барабане корабля во время охлаждения ствола или других перерывов в стрельбе.

Люлька связана с механизмом вертикального наведения зубчатым сектором. Механизмы наведения имеют электрогидроприводы с двумя способами управления – дистанционным и местным, и запасной аварийно-хозяйственный привод – ручной. На артустановке АК-726 применены гидроприводы нераздельного исполнения со скоростной схемой управления.

Тактико-технические характеристикиАК-726
Калибр, мм76,2
Длина ствола, мм4484
Длина ствола, клб59
Объем каморы, дм33,7
Вес затвора, кг44,3
Вес трубы, кг467
Вес трубы с накатником, кг644,4
Угол ВН вручную, град-5; +85
Угол ВН гидроприводом, град-2°02'; +84°15'
Угол ГН, град±164
Длина отката минимальная, обеспечивающая взводимость автомата, мм448
Длина отката максимальная, мм535
Радиус обметания по стволам, мм4035/4010
Радиус обметания по вращающейся части, мм2700/2670
Расстояние между осями орудий, мм580
Толщина сварной брони, мм5
Вес откатных частей одного орудия, кг930
Вес качающейся части, кг6945
Вес артустановка на переменном токе 220/380 В (расчетный вес), кг25642
Вес артустановка на постоянном токе, кгоколо 26000
Вес обоймы пустой, кг3,4
Вес обоймы с двумя патронами, кг29
Темп стрельбы, выстр./мин90
Количество патронов в приемнике каждого орудия4
Количество патронов в полностью загруженном элеваторе и в приемнике (на ствол)30
Всего на установке имеется на оба автомата, патронов138 (69 обойм)
Расчет, чел.9
Длина непрерывной очереди, выстр.40–45
Время охлаждения, мин0,5–3
Время гидроперезарядки одного автомата, с3
Производительность одного элеватора при работе от гидропривода патронов/с100
Живучесть ствола, выстр.около 3000
Живучесть автомата, выстр.около 5000

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ