Крылатая противокорабельная ракета
«Щука» (КСЩ)

Постановлением СМ № 1175–440 от 14 апреля 1948 года были начаты работы по «реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука», что фактически стало продолжением работ по трофейной ракете Hs-293А. Ракета «Щука» имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть «Щуки» была скопирована у немцев.

Управление «Щуками» по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: «Щука-А» (РАТМ-1400А) и «Щука-Б» (РАТМ-1400Б), из которых первая должна была иметь только радиокомандную систему наведения.

Боевая часть «Щуки-А» весила 615–650 кг и содержала 320 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Взрыватель ВУ-150 контактный, мгновенного действия.

В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом «трех точек», шансов у оператора выполнить эти условия практически не было.

Управление «Щукой» производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения.

К концу 1949 года удалось провести 14 пусков «Щука», не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 году прошли испытания «Щук» с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе-ноябре 1951 года были осуществлены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения «КРУ-Щука».

Параллельно была проведена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119–2226 от 15 декабря 1951 года КБ-2 объединилось с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 642).

Осенью 1954 года в ЦКБ-53 был разработан проект вооружения ракетами типа «Щука» эсминцев проекта 30бис. По проекту ЗОБР предусматривалось заменить две 130-мм башни БЛ-2М на две пусковые установки с ферменными направляющими, снять торпедные аппараты и устаревшие зенитные пушки, а обновленное зенитное вооружение – две счетверенные 45-мм установки СМ-20-ЗИФ и две спаренные 25-мм установки 2М-3 – сосредоточить на кормовой надстройке.

Постановлением СМ № 2541–1222 от 30 декабря 1954 года НИИ-642 была поручена разработка корабельной крылатой ракеты КСЩ на базе авиационной ракеты «Щука» с дальностью стрельбы 50–60 км с предъявлением на совместные испытания через два года. Ракета имела активную радиолокационную головку самонаведения «РГ-Щука».

Старт КСЩ производился с помощью порохового ускорителя ПРД-19М, который подвешивался снизу в хвостовой части ракеты между двумя нижнерасположенными V-образными аэродинамическими гребнями. Стартовый двигатель работал 1,3 с, а затем сбрасывался.

В качестве маршевого двигателя был использован авиационный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0–2,6 т. Эти двигатели были установлены на истребителях ЯК-25, и предполагалось ставить на КСЩ выработавшие ресурс двигатели с этих самолетов.

Аэродинамическая схема КСЩ – нормальная с нижнерасположенным прямым крылом, у которого были отогнутые к низу за-концовки, с нижнерасположенным СОЁ&ОВЫМ воздухозаборником и V-образным оперением. Ракета имела интерцепторные органы управления (чувствовалось еще немецкое влияние).

Ракета КСЩ имела отделяемую фугасную боевую часть. Она крепилась к носовой части корпуса ракеты перед воздухозаборником маршевого двигателя и по команде бортовой системы управления отделялась за несколько десятков метров до цели, приводнялась, двигалась по инерции под водой и поражала корабль в подводную небронированную часть корпуса. Боевая часть имела специальную гидродинамическую форму с кавитационным кольцом в носовой и крагой в хвостовой части для обеспечения требуемой траектории подводного хода.

Решением Минсудпрома и Главкома ВМФ от 25/26 июля 1955 года № С-8/003127 было поручено ЦКБ-53 МСП разработать проект эсминца, вооруженного ракетами КСЩ, в корпусе эсминца проекта 56. 23 января 1956 года ЦКБ-53 представило технический проект № 57 с двумя пусковыми установками СМ-59 и девятнадцатью ракетами КСЩ. Но при рассмотрении этого проекта оказалось, что мореходные качества эсминца проекта 57 невысоки, максимальная скорость уменьшилась и требуется принять 250 т балласта.

Поэтому было решено временно строить эсминцы проекта 56М с одной пусковой СМ-59 и боекомплектом 7 ракет, системой ПУС «Кипарис-56М» и системой дистанционного управления Д-59-А, а эсминцы проекта 57 кардинально переделать в проект 57бис.

Первым кораблем, получившим ракеты КСЩ, стал эсминец «Бедовый», заложенный 1 декабря 1953 года по проекту 56 и с лета 1955 года достраивавшийся по проекту 56-ЭМ.

Первый пуск ракеты КСЩ состоялся 2 февраля 1957 года в районе Феодосии у мыса Чауда. После старта КСЩ набрала высоту 50–75 м, а затем стала медленно заваливаться на левое крыло. После сброса стартового двигателя ракета легла на крыло, перевернулась и упала в полутора милях от корабля. Через две недели следующий пуск прошел удачно: ракета попала в неподвижную мишень – корпус недостроенного лидера «Ереван» проекта 48. Пуски 2, 9 и 13 марта оказались неудачными, как и несколько последующих с боеголовками. 6 сентября ракета, впервые использованная против двигавшегося телеуправляемого торпедного катера (скорость 30 узлов, дистанция 22 км), разрубила мишень пополам, отбросив обе части далеко друг от друга.

После перерыва испытания были продолжены с 20 сентября по 31 октября 1958 года и с 20 ноября по 20 декабря 1958 года, причем в ноябре к «Бедовому» присоединился эсминец «Прозорливый» проекта 56-М.

После старта ракета КСЩ делала «горку» высотой до 100–120 м, а затем спускалась до маршевой высоты 60 м. В ходе испытаний выяснилось, что старт и выход на горизонтальный полет надежен при ходе корабля до 24 узлов, боковом ветре до 12 м/с и волнении моря до 4 баллов.

Кроме «Бедового» (проект 56-ЭМ) ракетами КСЩ было вооружено четыре эсминца проекта 56-М, имевших одну пусковую установку СМ-59 и 8 ракет.

Как уже упоминалось, проект № 57 был переработан в проект 57бис. Эсминец получил две пусковые установки СМ-59 и 12–16 ракет КСЩ. По этому проекту было заложено 9 кораблей, из них 8 вступили в строй с 10 января 1960 года до 30 декабря 1961 года, девятый корабль «Храбрый» был спущен на воду в 1961 году, но 1 июля 1963 года снят со строительства и законсервирован.

В 70-х годах эсминцы проекта 56М были модернизированы по проекту 56У, а эсминцы проекта 57бис – по проекту 57А. В ходе этих модернизаций комплекс КСЩ был снят.

Тактико-технические характеристикиКСЩ
Длина ракеты со стартовым двигателем, мм7690
Высота ракеты со стартовым двигателем и сложенным крылом, мм1976
Размах крыла с ластами, мм4200
Ширина при сложенном крыле, мм1900
Диаметр описанной окружности, м1,9
Вес ракеты со стартовым двигателем, кг2900
Вес стартового двигателя, кг457
Вес ракеты без жидкого топлива и стартовика, кг2281
Вес жидкого топлива, кг220
Вес головки самонаведения с кабелями, кгоколо 144
Вес боевой части, кг620
Вес взрывчатого вещества, кг340
Дальность стрельбы при наведении с берега, км75
Дальность стрельбы по проекту, км100
Маршевая скорость, м/с260–280
Скорость схода с направляющих, м/с40–50
Маршевая высота полета, м60 ± 5
Дальность подводного хода, ограниченная срабатыванием дистанционного устройства взрывателя, м60–65

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ