Универсальный корабельный комплекс
М-11 «Шторм»

Универсальный корабельный комплекс М-11 разрабатывался по Постановлению СМ № 846–382 от 25 июля 1959 года. Головным по системе в целом было назначено НИИ-10 ГКРЭ, главный конструктор Г. Н. Волгин. Пусковыми установками занималось ЦКБ-34, приводами наведения – ЦНИИ-173, радиовзрывателями – НИИ-48, боевой частью – НИИ-6, зарядами для двигателя – НИИ-125 и т. д.

Первоначально комплекс М-11 с пусковой установкой СМ-102 предназначался для кораблей проекта 1126. Но работы по проекту 1126 были прекращены Постановлением СМ № 565–236 от 21 июня 1961 года, в связи с чем свернулись работы и по комплексу М-11. Но через короткий срок – 27 июля 1961 года вышло Постановление СМ № 846–382 о продолжении работ по М-11, но уже для корабля проекта 1123.

НИИ-10 в апреле 1962 года закончил эскизный проект комплекса ЗУР М-11 и передал его заказчику. В процессе разработки этого проекта выявлена невозможность построения самоходной установки М-11 на базе комплекса М-1 из-за требования универсальности (по надводным кораблям), увеличения вдвое дальности и помехозащищенности.

В мае 1962 года после окончания эскизного проекта ОКБ-2 принципиально изменило аэродинамическую схему и габариты ракеты В-611, что потребовало полной переработки пусковой установки СМ-136, контура управления и т. д. Новый эскизный проект был утвержден лишь в 1963 году.

Система управления «Гром» имеет 2 радиолокационных канала самонаведения одной цели, работающих для повышения помехозащищенности в различных диапазонах волн и использующих моноимпульсный метод пеленгации. На различных частотах работают и 2 радиолокационных канала телеуправления двумя ракетами. Это обеспечивает невозможность одновременного подавления двух целевых и двух ракетных каналов одиночной прицельной и скользящей шумовой помехой большой мощности.

ЗРК имеет оригинальную конструкцию антенного поста системы управления. Две нижние решетчатые параболические антенны сопровождения целей смонтированы на передней поверхности больших контейнеров коробчатой формы, в которых находится радиоэлектронная аппаратура целевых и ракетных каналов. Две верхние антенны сопровождения ракет установлены сверху контейнеров, а между ними размещена рупорная антенна передачи команд. В последних модификациях рупорная антенна заменена на параболическую и размещается между целевыми антеннами.

Зенитная ракета В-611 (4К60) одноступенчатая, твердотопливная. Максимальная скорость полета 1200 м/с. Осколочно-фугасная боевая часть весом около 120 кг оснащена неконтактным взрывателем. Допустимый промах ракеты – 40 м (т. е., предельное расстояние, на котором цель будет поражена с необходимой вероятностью). Ракеты поступают на корабли в снаряженном состоянии, готовые к пуску и в течение всего срока хранения на корабле не требуют проверок.

Пусковая установка с устройством хранения, подачи и заряжания разработана ЦКБ-34 МОП совместно с заводом «Большевик», поэтому эти установки первоначально имели индексы СМ (ЦКБ-34), а затем Б («Большевик»). Главный конструктор Т. Д. Вылкост.

Пусковые установки комплекса М-11 производились в трех вариантах.

На крейсер проекта 1123 устанавливались 2 пусковые установки Б-189 с двухъярусным расположением устройств хранения, подачи и заряжания. На каждом ярусе находились 4 барабана по 6 ракет в каждом.

Устройства хранения, подачи и заряжания пусковых установок Б-187 кораблей проекта 1134А одноярусные и аналогичны верхнему ярусу устройства хранения, подачи и заряжания первого варианта.

На больших противолодочных кораблях проекта 1134Б устанавливались 2 пусковые установки Б – 187А с одноярусным расположением устройств хранения в конвейерном исполнении.

Воздушная или надводная цель, принятая по линиям целеуказания, непрерывно сопровождалась двухканальной системой управления «Гром» по отраженным от цели сигналам. По данным сопровождения вырабатывались углы наведения пусковой установки и координаты упрежденной точки встречи ракеты с целью. После пуска на борт каждой ракеты по линии передач команд посылались импульсы запроса, на них ответчик бортовой аппаратуры ракет давал ответы-сигналы, по которым шло их непрерывное сопровождение и выработка команд наведения двух ракет на одну цель.

Корабельные испытания ЗРК М-11 проходил на опытном судне ОС-24, бывшем крейсере «Ворошилов» проекта 26, переделанном в 1961 году в проект 33 для испытания различных типов ракет.

В сентябре-октябре 1967 года были успешно сданы 2 серийных комплекса М-11 на головной противолодочный крейсер «Москва» проекта 1123.

Комплекс М-11 с ракетой В-611 был принят на вооружение в 1969 году и получил наименование «Шторм». В последующем им были вооружены корабли проектов 1134А, 1134Б и 1143.

В 1972 году комплекс прошел модернизацию, в задачу которой входило снижение нижней границы зоны поражения и обеспечение возможности стрельбы по маневрирующим целям и вдогон. После модернизации комплекс получил наименование «Шторм-М» и в том же году был принят на вооружение.

На кораблях проектов 1134А и 1134Б система управления «Гром-М» обслуживала не только ЗРК, но и противолодочный комплекс «Метель».

В 1980–1986 годах комплекс подвергся модернизации для стрельбы по низковысотным противокорабельным ракетам. Комплекс получили название «Шторм-Н», а ракета – В-611М.

К концу 80-х годов присвоен псевдоним «Шквал».

Тактико-технические характеристики ракета комплекса «Шторм»
Индекс комплексаМ-11
Код США5А-М-3
Наименование ракеты9М33
Число ступеней ракеты1
Длина ракеты полная, мм3158
Диаметр 1-й ступени, мм210
Вес ракеты стартовый, кг126
Вес боевой части, кг14,25
Дальность максимальная, км7
Дальность минимальная, км1
Потолок максимальный, км7
Потолок минимальный, м60
Максимальная скорость ракеты, м/с 800
Максимальная скорость цели, м/с500

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ