Крылатая ракета подводных лодок
П-70 «Аметист»
1968

1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ № 363–170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.

«Аметист» был первой твердотопливной ракетой, разработанной в ОКБ-52. Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4 стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами.

Старт «Аметиста» производился с подводной лодки с глубины до 30 м под углом 15° к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и стартовые двигатели подводного хода, а после вылета ракеты на поверхность включались четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.

Полет происходил на высоте 60 м с дозвуковой скоростью. Ракета «Аметист» проектировалась для двух режимов дальности стрельбы: 40–60 км и 80 км. Но на испытаниях максимальная дальность стрельбы не превышала 70 км.

Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Бросковые испытания проводились в августе-сентябре 1960 года.

Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда ПСА в Балаклаве. Первый пуск крылатой ракеты комплекса «Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. Управляли испытаниями с поста, оборудованного на кабельном судне КС-4. До конца года было выполнено еще два пуска.

Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66 (к этому времени уже было произведено 50 пусков).

Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная подводная лодка проекта 661, технический проект которой был разработан к концу 1961 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосцами и быстроходными кораблями из состава авианосно-ракетных соединений противника. Скорость длительного полного подводного хода составляла 37–38 узлов, т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5–7 узлов. Тем не менее по ряду причин от серийной постройки лодок проекта 661 отказались.

Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, — лодки проекта 670А — строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок проекта 670А.

В составе вооружения подводной лодки проекта 670А имелось 8 ракет «Аметист», запускаемых из наклонных расположенных побортно стационарных контейнеров.

Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, бортовая система управления имела недостаточные помехозащищенность и избирательность. Кроме того, ракета была спроектирована так, что не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении. Эти и другие причины обусловили то, что «Аметист» получили только лодки проектов 661 и 670А. Для новых лодок было начато проектирование новых ракет с подводным стартом.

Тактико-технические данные«Аметист» П-70 (4К66)
Вес ракеты с ускорителем, кг3700
Длина ракеты, м7,0
Стартподводный
Маршевый двигательтвердотопливный
Дальность стрельбы, км80
Вес боевой части, кг1000
Скорость полета, км/ч1160
Высота полета, м60
Проект ПЛ-носителей661, 670

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ