Баллистическая ракета подводных лодок
Р-11ФМ
1959

26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением» (тема «Волна»). Главным конструктором подводной лодки был назначен Н.Н.Исанин, ответственным за разработку ракеты – С.П.Королев.

Ракета Р-11ФМ выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками из стального сплава. При ее проектировании и строительстве были использованы новейшие достижения в области ракетостроения и металлургии. Применение легких и прочных материалов позволило снизить вес ракеты до 5,5 т.

На ракете устанавливался маршевый жидкостный ракетный двигатель, компоненты топлива в камеру сгорания которого подавались не турбонасосным агрегатом, а вытеснительной системой. В качестве компонентов топлива применялись керосин Т-1 и азотная кислота АК-20, воспламенение которых обеспечивалось специальным пусковым горючим. Баки ракеты заправлялись в базе перед выходом на боевое патрулирование. Для этих целей был создан специальный комплекс наземных средств.

Система управления ракеты решала задачи управления дальностью и обеспечивала устойчивость движения ракеты в полете. Она включала в себя автомат стабилизации, автомат управления дальностью, коммутационную аппаратуру и источники питания. Невысокие характеристики инерциальной системы управления ракеты, а также навигационной системы лодки, служившей для определения ее местоположения в момент старта, не позволили достигнуть достаточно хорошей точности стрельбы и КВО составило около 3 км. В качестве органов управления полетом были применены газоструйные рули. Дальность полета не превышала 160 км.

Ракета комплектовалась неотделяемой в полете моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 кт. При встрече ракеты с целью должно было сработать взрывное устройство и обеспечить подрыв специального заряда головной части.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4...5 баллов и скоростях хода 8...12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Кроме указанных выше, этой ракетой, до принятия на вооружение БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) Р-13, оснащались ракетные лодки проекта 629.

С принятием комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ на вооружение Советский Союз стал первой страной, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами.

С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Тактико-технические данныеР-11ФМ
Наименование комплексаД-1
Число ступеней, шт.1
Вид ракетного топливажидкое
Тип стартанадводный
Число головных частей, шт.1
Дальность стрельбы, км150
Круговое вероятное отклонение, км8,0
Длина ракеты, м10,34
Диаметр ракеты, м0,88
Стартовый вес, т5,466
Вес боевой части, кг975
Номер проекта подводной лодки-носителяАВ-611, 629

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ