Баллистическая ракета подводных лодок
Р-13
1961

Работы по ее созданию в августе 1956 года поручили конструктору В.П. Макееву и ОКБ-1. Впоследствии коллектив этого конструкторского бюро стал основным разработчиком баллистических ракет морского базирования.

К работам над проектом этой ракеты в новом бюро (СКБ-385) приступили в середине 1956 года. Ракета Р-13 проходила летные испытания с июня 1959 по март 1960 года. На полигоне Капустин Яр был оборудован специальный комплекс, имитировавший подводную лодку в море, с которого провели 19 пусков (15 успешных). Затем с борта подводной лодки проекта 629 по программе совместных испытаний выполнили еще 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13 был принят на вооружение.

Р-13 – одноступенчатая баллистическая ракета с маршевым двигателем на жидком топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива – самовоспламеняющиеся при взаимном контакте окислитель – раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 – смесь ксилидина и триэтиламина. Бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего – в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Сделано это было для повышения взрывобезопасности ракет.

Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25,7 т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Инерциальная система управления предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.

Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.

Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов.

В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки.

Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время предстартовой подготовки составляло 15 – 20 минут), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок. И даже большая унификация конструкции с Р-5М, что удешевляло производство, в данном случае не играла заметной положительной роли. Советская ракета Р-13 по всем основным показателям уступала созданной несколько раньше американской БРПЛ «Поларис-А1».

Ракеты Р-13 состояли на вооружении дизельных подводных лодок проекта 629А и атомной – проекта 658 до 1973 года и уступили свое место более совершенным представителям своего класса. За это время было проведено 311 пусков этих ракет, из которых 225 признано успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем ракеты и стартового оборудования, а еще 38 – из-за ошибок личного состава. Причины 10 неуспешных пусков установлены не были.

Тактико-технические данныеР-13
Наименование комплексаД-2
Число ступеней, шт.1
Вид ракетного топливажидкое
Тип стартанадводный
Число головных частей, шт.1
Дальность стрельбы, км600
Круговое вероятное отклонение, км4,0
Длина ракеты, м11,83
Диаметр ракеты, м1,3
Стартовый вес, т13,745
Вес боевой части, кг1597
Номер проекта подводной лодки-носителя629Б, 658

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ