Баллистическая ракета подводных лодок
Р-27
1968

Ракета Р-27 была разработана в КБ В. Макеева в соответствии с постановлением Правительства от 24 апреля 1962 года. Развитие советской науки и техники в области материаловедения, металлургии, электроники в этот период создало благоприятные предпосылки для разработки новых ракет с улучшенными характеристиками.

Отработка ракеты и комплекса Д-5 проводилась в три этапа. На первом этапе были проведены бросковые пуски с плавающего стенда и с опытной дизельной подводной лодки (пять и шесть пусков соответственно) для отработки подводного старта и двигательной установки. На втором этапе были проведены летные испытания ракет, стартовавших с наземных пусковых устройств (17 пусков). Для отработки комплекса в целом на заключительном этапе была задействована головная атомная ракетная лодка проекта 667А К-137 «Ленинец». 13 марта 1968 года комплекс Д-5 с ракетой Р-27 был принят на вооружение ВМФ. Он обеспечивал автоматизированные контроль технического состояния, предстартовую подготовку и пуск ракет, как одиночный, так и залповый (до 8 ракет). Исходные данные для стрельбы вырабатывала боевая информационно-управляющая система «Туча».

Р-27 – одноступенчатая с ракетными двигателями на жидком топливе и отделяемой в полете головной частью. Корпус ракеты был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. На наружную поверхность корпуса наносилось тепловлагостойкое покрытие. В качестве компонентов топлива использовались долгохранимые высококипящие окислитель АТ (азотный тетраксид) и горючее НДМГ (несимметричный диметилгидразин), воспламенявшиеся при соприкосновении друг с другом. Баки, выполненные со сферическим разделительным днищем, заправлялись компонентами топлива непосредственно на заводе, после чего ракета ампулизировалась. Это позволило значительно упростить эксплуатацию ракет.

Двигательная установка ракеты состояла из двух блоков: маршевого ЖРД с тягой 23 т и рулевого ЖРД с тягой 3 т. Маршевый двигатель был размещен в баке горючего, а рулевой – под нижним днищем этого бака. В нижней части ракеты был установлен переходник, предназначавшийся для ее стыковки с пусковой установкой и создания воздушного «колокола», снижающего пик давления при запуске двигателя в затопленной водой шахте.

Инерциальная система управления предназначалась для управления выходом ракеты на поверхность при старте с подводной лодки и вывода ее на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Впервые на советских БРПЛ чувствительные элементы размещались на гиростабилизированной платформе. Аппаратура системы управления размещались в герметизированном объеме, образованном полусферическим верхним днищем бака окислителя.

Ракета несла моноблочную головную часть с термоядерной зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло уверено поразить площадной объект.

Конструкторы разработали оригинальную конструкцию хвостового отсека для этой ракеты, содержавшего часть элементов пусковой установки. Такой подход позволил на порядок снизить массу последней. В целом и ракетный комплекс Д-5 и БРПЛ Р-27 были вполне удачными.

Корабельная система обслуживания ракет обеспечивала автоматизированное дистанционное управление и контроль за состоянием систем с единого пульта, автоматизированное управление предстартовой подготовкой, стартом ракет. Проведение комплексных регламентных проверок всех ракет осуществлялось с пульта управления ракетным оружием.

Стрельба ракетами производилась с глубины до 50 м, время предстартовой подготовки составляло 8 минут, а интервал между пусками ракет – 8 с.

В конце 1973 года закончились летные испытания, а в январе 1974 года на вооружение была принята усовершенствованная ракета Р-27У оснащенная моноблочной головной частью (с дальностью полета 3000 км) или разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа мощностью по 200 кт каждый. Точность стрельбы повысилась на 15 %. На ракете устанавливался модернизированный ракетный двигатель с повышенными энергетическими характеристиками.

Однако, к этому времени ракеты с такими характеристиками не могли считаться современными и уступали почти по всем важнейшим боевым характеристикам американским БРПЛ.

Ракетные комплексы Д-5 и Д-5У устанавливались на ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А («Навага»). Последние ракетоносцы типа «Навага» находились в боевом составе флотов до 1993 года. Для их вооружения было произведено свыше 1800 БРПЛ Р-27. За время активной эксплуатации было проведено 161 учебно-боевой пуск. Из них признано успешными 150 (93,2 %).

Тактико-технические данныеР-27
Наименование комплексаД-5
Число ступеней, шт.1
Вид ракетного топливажидкое
Тип стартамокрый
Число головных частей, шт.1
Дальность стрельбы, км2500
Круговое вероятное отклонение, км1,3
Длина ракеты, м8,89
Диаметр ракеты, м1,5
Стартовый вес, т14,2
Вес боевой части, кг650
Номер проекта подводной лодки-носителя667А

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ