Баллистическая ракета подводных лодок
Р-39
1989
За разработку твердотопливной ракеты в КБМ В.П. Макеева взялись в 1971 году. Ее отработка началась с бросковых испытании полномасштабных макетов. При этом отрабатывались элементы пусковой установки, способы выброса ракеты из «сухой» шахты из подводного и надводного положений, определялись элементы движения ракеты на подводном участке.

Было пущено 16 ракет (9 с плавстенда и 7 с экспериментальной подводной лодки). Старты, проведенные по программе совместных испытаний с наземного стенда, выявили ряд недостатков в двигательных установках первой и второй ступеней. Из 17 запусков больше половины закончились неудачно. После доводки двигателей разработчики смогли приступить к стрельбам с борта головной «Акулы» – тяжелого подводного крейсера стратегического назначения проекта 941. Из 13 состоявшихся пусков 11 признаны успешными. Головной крейсер ТК-208 был принят в опытную эксплуатацию, по результатам которой в 1984 году состоялось решение о принятии на вооружение комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39.

Трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней Р-39 специально создана для «Акул». Она стала первой советской стратегической твердотопливной ракетой морского базирования, которая выпускалась крупной серией. Ракета имеет весьма солидную стартовую массу – 84 т, при общей длине 17,1 м.

Корпуса РДТТ на первой и второй ступеней типа «Кокон» выполнены по несущей схеме Их сопловые блоки имеют по одному соплу. Вокруг твердотопливного двигателя третьей ступени размещены элементы головной части. Его сопло имеет выдвигаемую насадку.

В состав головной части входят боевое оснащение (10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кт каждый), аппаратура системы управления и жидкостный ракетный двигатель, обеспечивающий разведение боевых блоков.

Инерциальная система управления оснащена аппаратурой астрокоррекции, что обеспечивает КВО точек падения не хуже 500 м при стрельбе на максимальную дальность 8300 км.

В шахтах подводной лодки ракеты находятся в подвешенном состоянии, опираясь на опорные кольца, расположенные в верхней части шахт. Каждое кольцо входит в состав ракетно-стартовой системы, обеспечивающей амортизацию ракеты, герметизацию пространства шахты и безопасность ракеты при выходе из шахты.

Старт ракеты из «сухой» шахты обеспечивается пороховым аккумулятором давления, размещенным в сопле двигателя первой ступени. В момент старта специальные заряды, размещенные на ракетно-стартовой системе, создают газоструйную защиту на подводном участке, которая снижает гидродинамические нагрузки на ракету. После выхода из воды ракетно-стартовая система сбрасывается. Для обеспечения безопасности ракета уводится в сторону от подводной лодки.

Советская ракета оказалась почти в три раза тяжелей американской «Трайдент» и больше по размерам. Ее характеристики предопределили громадные размеры подводной лодки. По этому показателю «Акула» устойчиво держит первое место в мире. Но в целом американская ПЛАРБ превосходит тяжелый РПКСН проекта 941 по целому ряду характеристик.

Ракетный комплекс Д-19 установлен на шести подводных лодках. После накопления опыта эксплуатации первых тяжелых подводных крейсеров, состоялось решение правительства о прекращении строительства седьмого корабля.

В 1985 году начались работы по модернизации комплекса, направленные на повышение его эффективности. Были заменены боевые блоки, увеличена зона их разведения. Модернизированный комплекс был принят на вооружение в 1989 году. В настоящее время российский ВМФ располагает шестью подводными лодками, оснащенными ракетами Р-39.

Тактико-технические данныеР-39
Наименование комплексаД-19
Число ступеней, шт.3
Вид ракетного топливатвердое
Тип стартасухой
Число головных частей, шт.10
Дальность стрельбы, км8300
Круговое вероятное отклонение, км0,5–0,6
Длина ракеты, м16,0
Диаметр ракеты, м2,4
Стартовый вес, т90
Вес боевой части, кг2550
Номер проекта подводной лодки-носителя941

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ