Береговой ракетный комплекс
С-2 «Сопка»
1958

Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка по распоряжению СМ № 3346 от 21 апреля 1954 года.

Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем СПРД-15, разработанным КБ-2 завода № 81 МАП под руководством главного конструктора И. И. Картукова.

Пусковые установки комплекса «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях.

Летом 1955 года, в 13 км юго-восточнее Балаклавы, там, где главная гряда Крымских гор с высоты 587 м отвесным утесом мыса Айа (Святой мыс) обрывается в море, развернулось строительство «объекта 100». Военные строители и метростроевцы проделали в скальном грунте систему туннелей. Для эксплуатации комплекса был сформирован 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), состоявший из двух дивизионов, в каждом из которых было по две спаренные пусковые установки. Все помещения комплекса были вырублены в скальном грунте. Для стрельбы спаренная пусковая установка поднималась на поверхность. Комплекс был введен в строй приказом Главкома ВМФ от 30 августа 1957 года. Первые стрельбы с комплекса «объект 100» были проведены 5 июня 1957 года.

Параллельно с «объектом 100» аналогичный комплекс «объект 101» строился на Северном флоте на острове Кильдин. В отличие от Балаклавы комплекс разместили в большой яме в скале, а сверху покрыли толстым слоем бетона. Для эксплуатации «объекта 101» в 1957 году был сформирован 616-й ОБРП. В строй комплекс был введен приказом Главкома ВМФ от 6 января 1958 года. «Объект 101» оказался второй и последней отечественной стационарной ракетной базой с крылатыми ракетами.

Постановлением СМ № 2004–1073 от 1 декабря 1955 года была начата работа по подвижному комплексу «Сопка». Ракеты С-2 (4К-87) у комплексов «Стрела» и «Сопка» были практически одинаковые, поэтому в 60-х годах комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка».

На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят Приказом Главкома ВМФ от 19 декабря 1958 года.

Внешне ракета С-2 похожа на истребитель МиГ-15бис. Характерная схема – лобовой воздухозаборник, стреловидное среднерасположенное крыло и оперение, развитый верхнерасположенный киль.

Сведения о пусках ракет С-2 «Сопка» в период с 1962 по 1971 год

«Сопка» имела маршевый самолетный турбореактивный двигатель конструкции В. Я. Климова. Для осуществления старта к корпусу ракеты в его хвостовой части крепился твердотопливный реактивный ускоритель.

Система наведения и управления стрельбой комплекса «Сопка» включала в себя: РЛС обнаружения «Мыс», центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун». Радиолокационные станции «Мыс» и «Бурун» были разработаны НИИ-49 и в 1955 году прошли государственные испытания.

Радиолокационная станция «Мыс» предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных и цели в центральный пост.

Центральный пост с РЛС наведения С-1М предназначен для управления подготовкой ракет С-2 к старту, наведения пусковых установок по данным РЛС С-1М, производства старта ракет и наведения их на цель. Аппаратура центрального поста размещалась в кабине прицепа АПЛ-598, буксируемого тягачом АТ-С. Там же размещалась и радиолокационная станция С-1М, кроме приемно-передающего и антенного блоков, которые устанавливались на специальной антенной вышке. Последняя монтировалась на шасси автомобиля ЯАЗ-219, высота ее в боевом положении составляла 11,01 м.

Радиолокационная станция «Бурун» предназначалась для слежения за целью и наведения станции С-1М на цель в условиях помех.

Действие комплекса «Сопка» происходило следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск цели. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога» колоколами громкого боя.

По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун» и переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. По данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась.

Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перетаскивались на пусковые установки, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов кораблей.

По команде с центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) производился вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты складывалась из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (участка марша, бортовая станция С-3 работает при этом в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работает в режиме «Б»).

В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, а по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотной энергии с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты.

После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Стартовая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляясь только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих стартовой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота.

При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»).

На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала на эти отклонения, вырабатывала сигналы, пропорциональные отклонениям, и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходила в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался.

На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью.

По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место падения.

Место падения ракеты можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После падения (попадания в цель) передатчики станций С-1М выключались.

Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: стартовые установки приводились на линии заряжания, производилась подача очередных ракет к стартовым установкам, заряжание стартовых установок и т. д.

В 1959 году прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения «Спутник-2». Стрельба такими ракетами могла производиться в двух режимах. В первом ракета С-2, как и с радиолокационной головкой самонаведения, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем на расстоянии 15 км (радиус действия тепловой головки) и менее от цели начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км.

Второй режим мог быть применен при создании противником активных или пассивных помех, а так же чтобы избежать попадания в РЛС ракет, самонаводящихся на радиоизлучающий объект. В этом режиме реализовывался принцип «выстрелил и забыл», т. е. вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

Тактико-технические характеристикиС-2 «Сопка»
Длина, мм8480
Высота без ПРД и дополнительного киля, мм2119
Высота с ПРД и дополнительным килем, мм2935
Размах крыла, мм4722
Ширина при сложенных консолях крыла, мм1956
Вес стартовый, кг3419
Вес полетный, кг2929
Вес стартового двигателя (ПРД), кг479
Вес боевой части, кг1010
Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5), кг860
Маршевый двигательРД-500К

ВВЕРХ ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ